АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...
Фото (с) официальный сайт Центра имени Вс.Мейерхольда.

Фото (с) официальный сайт Центра имени Вс.Мейерхольда.

Виктор Анатольевич Рыжаков (род. в 1960) — театральный режиссер, педагог.

Окончил Дальневосточный институт искусств (ДВИИ), Театральное училище им. Б. В. Щукина, аспирантуру Российской академии театрального искусства (РАТИ-ГИТИС).  С 1991г. по 2001 гг. служил в Московском ТЮЗе под руководством режиссеров Г. Н. Яновской и К. М. Гинкаса. В 1993г. стал одним из организаторов и художественным руководителем первого фестиваля независимых театров «Театр в поисках театра» в Сочи (Лазаревское). С 1995г. по 2001г. — художественный руководитель Театра драмы и комедии на Камчатке. В 2000 г. с актерами Камчатского театра осуществил международный театральный проект «Караул № 8» представленный на фестивалях в Эдинбурге, Лос-Анжелесе, Тбилиси, Лодзи, Вене, Магнитогорске и др.

С 2001г. режиссер-педагог Школы-Студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова. Принял участие в выпуске первого режиссерского курса Школы-студии МХАТ(2002-2005 гг., художественный руководитель К. М. Гинкас). Со студентами Школы-Студии поставил спектакли для Учебного театра МХТ: «Горе от ума» (2009), «МЫКарамазоВЫ» (этюды и диалоги)(2011), «гогольревизор» (2012). Является лауретом премии Станиславского «За вклад в театральную педагогику». В 2014 году руководит магистерской программой Школы-Студии МХАТ «Режиссура современного театра».

Многие годы работает в творческом содружестве с Иваном Вырыпаевым; режиссер спектаклей по его пьесам: «Кислород«, «Бытие № 2″, «Валентинов день» ,»Город, где Я«, «Июль«, «Пьяные«.

Сотрудничает с театрами России: МХТ им. Чехова, театром «Практика»,  «Мастерской Петра Фоменко», «Сатириконом“, — и Европы: в Эстонском национальном драматическом театре — спектакль «Игры на задворках» (2009) по пьесе Эдны Мазия, в г.Дебрецен (Венгрия) — постановка «Парикмахерши» (2009) Сергея Медведева, в Будапеште — оперы Верди «Аида» (2009).

С 2012 года является художественным руководителем Центра имени Вс. Мейерхольда, на базе которого совместно с Еленой Ковальской разработал проект «Школа театрального лидера».

Лауреат многочисленных российских и зарубежных театральных премий: Гран-при международного фестиваля «Контакт» (2003), Торунь (Польша), национальной премии «Золотая маска» (2004) в программе «Новация» (спектакль «Кислород«), Гран-при фестивалей «Новая драма» (2003,2005,2007 гг.), главной премии Всевенгерского театрального фестиваля в номинации «Лучший спектакль» 2010 г., Гран-при фестиваля театра и кино о современности «Текстура» (спектакль «Боги пали, и нет больше спасения«), премия Благотворительного фонда Олега Табакова (спектакль «Прокляты и убиты»).

(Информация — с сайта МХТ им. Чехова, сайта театра «Практика», сайта «Золотой маски«).

Московские спектакли must-see: «Пьяные» (МХТ им. Чехова), «Боги пали, и нет больше надежды» (Центр им. Вс.Мейерхольда), «Рыдания» («Практика»), «Несовременный концерт» (Центр им. Вс.Мейерхольда).

«Виктор Рыжаков — мало медийная персона российского театра, при этом его деятельность — как режиссера и педагога — одна из самых ярких и значимых областей сегодняшнего театра.

Во-первых, Рыжаков открыл и воспитал Ивана Вырыпаева — как актера, режиссера, драматурга и человека театра. Поставленные для Вырыпаева и вместе с ним «Кислород» и «Бытие № 2», а также «Июль» — сыгранная Полиной Агуреевой в жанре моноспектакля пьеса Вырыпаева — стали культовыми и важнейшей вехой в истории российского театра 2000х годов.

Во-вторых, Рыжаков — наряду с Сергеем Женовачем — принадлежит к тому типу режиссера, для которого педагогика, работа с молодежью неотделимы от творчества. Спектакли, которые Рыжаков ставил и ставит со своими студентами из Школы-студии МХАТ, — умный пример осовремененивания литературной классики как результата художественной рефлексии над тем, как возможно сегодня прочитать Грибоедова («Горе от ума»), Гоголя («Гогольревизор»), Достоевского («МЫкарамазоВЫ»). Метафоры чтения вслух и вслушивания в звучащий текст являются одними из ключевых для его постановок. Более чуткого к произносимому и звучащему слову и к театральной фальши режиссера в современном театре, пожалуй, не найти» (Ольга Рогинская).

Предыдущая записьПервые осенние фестивали: "Любимовка" и "Арт-миграция". Следующая записьПривозные спектакли "must-see" ("SOLO", "Территория", "Сезон Станиславского")
Яндекс.Метрика