АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...
Фото (с) Афиша.ru

Фото (с) Афиша.ru

 

Лев Абрамович Додин (род. в 1944 г.) — живой классик российского театра, советский и российский театральный режиссёр и педагогНародный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992,2002).

Своими учителями Додин называет Матвея Дубровина и Бориса Зона, а также Г. Товстоногова, А. Эфроса,А. Любимова. 

Занимался в Ленинградском театре юношеского творчества под руководством М. Г. Дубровина.

1961 год: поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на режиссерский курс Б. В. Зона.

1966 год: дебютировал как режиссёр телеспектакля «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева. Работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил, в частности, «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского(1973) и несколько спектаклей вместе с Зиновием Корогодским.

1967 год Лев Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актёров и режиссёров: Лев Эренбург, Татьяна Шестакова, Петр Семак, Игорь Иванов, Наталья Акимова, Сергей Щипицин.

1975—1979 годы: работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ — моноспектакль Олега Борисова«Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981, 1985) и во МХАТе — «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984).

1975 год:  первая постановка в Малом  драматическом театре — моноспектакль «Разбойник» по пьесе К. Чапека. С 1983 года Додин является художественным руководителем театра, а с 2002 года — директором.

1992 год: Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», — третьим, после Театра Одеон в Париже и театра «Пикколо» Джорджо Стрелера.

Ставил спектакли в Санкт-Петербурге, Москве и зарубежом.

Постановки в «Малом драматическом театре» (Санкт-Петербург):

  • 1974 — «Разбойник» К. Чапека. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1977 — «Татуированная роза» Т. Уильямса. Оформление М. Катаева, костюмы И. Габай
  • 1978 — «Назначение» А. Володина. Художник М. Китаев
  • 1979 — «Живи и помни» по роману В. Распутина. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1980 — «Дом» по роману Ф. Абрамова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1984 — «Скамейка» А. Гельмана. Режиссёр Е. Арье. Художник Д. А. Крымов (художественный руководитель постановки)
  • 1985 — «Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины». Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1986 — «Повелитель мух» по роману У. Голдинга. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 1987 — «В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина. Худож­ник М. Китаев
  • 1987 — «Звёзды на утреннем небе» А. Галина. Режиссёр Т. Шестакова. Худож­ник А. Е. Порай-Кошиц (художественный руководитель постановки)
  • 1988 — «Старик» по роману Ю. Трифонова. Оформление Э. Кочерги­на, костюмы И. Габай
  • 1988 — «Возвращенные страницы» (литературный вечер). Постанов­ка Додина. Режиссёр В. Галендеев. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1990 — «Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат». Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1991 — «Бесы» по Ф. М. Достоевскому. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1992 — «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста.Режиссёр В. Фильштинский. Оформление А. Орлова, костюмы О. Саваренской (художественный руко­водитель постановки)
  • 1994 — «Любовь под вязами» Ю. О’Нила. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1994 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1994 — «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1997 — «Пьеса без названия» А. П. Чехова. Оформление А. Е. Порай-Кошиц, костюмы И. Цветковой
  • 1999 — «Чевенгур» по А. П. Платонову. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2000 — «Молли Суини» Б. Фрила. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2001 — «Чайка» А. П. Чехова. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2002 — «Московский хор» Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки
  • 2003 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2006 — «Король Лир» У. Шекспира. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2007 — «Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману, инсценировка Л. Додина.
  • 2007 — «Варшавская мелодия» Л. Зорина (художественный руководитель постановки)Идея сценографии Д. Л. Боров­ский; Художник А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2008 — «Долгое путешествие в ночь» Ю. О’Нила
  • 2008 — «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира
  • 2009 — «Повелитель мух» У. Голдинга. Сценография и костюмы Д. Л. Боров­ский; реализация сценографии А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2009 — «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский.
  • 2010 — «Три сестры» А. П. Чехова.
  • 2011 — «Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина. Худож­ник А.Боровский
  • 2012 — «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Худож­ник А.Боровский
  • 2014 — «Враг народа» Г. Ибсена
  • 2014 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова

Постановки в зарубежных театрах:

  • 1986 — «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся!») А. Н. Островского. Оформ­ление Э. Кочергина, костюмы И. Габай. — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия.
  • 1995 — «Электра» Р. Штрауса. Дирижёр К. Аббадо. Художник Д. Л. Боров­ский. — Зальцбургский Пасхальный фестиваль.
  • 1996 — «Электра» Р. Штрауса. Дирижёр К. Аббадо. Художник Д. Л. Боров­ский. — Театр Коммунале, Флорентийский музыкальный май.
  • 1998 — «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. Дирижёр С. Бычков. Художник Д. Л. Боров­ский. — Театр Коммунале, Фло­рентийский музыкальный май.
  • 1998 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Дирижёр С. Бычков. Худож­ник Д. Л. Боров­ский. — Нидерландская опера (Стопера), Амстердам. «Любовь под вязами».

(Информация с официального сайта «Малого драматического театра» (статья о Додине), передача «Дифирамб«).

Рецензия О.О. Рогинской на спектакль «Варшавская мелодия»Рецензии на спектакли Льва Додина («Театральные Дневники»), передача «Главная роль» на канале «Культура» (2013),  передача «Жизнь и судьба театра Льва Додина. Часть 1» (2012), мастер-класс Льва Додина, часть 1, в рамках 3-й Международной летней театральной школы СТД РФ. Звенигород (2009).

Спектакли «must-see»: «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Кароль Лир», «Враг народа».

«Постановки Льва Додина принципиально литературоцентричны. Каждый спектакль является результатом долгой, часто многолетней работы актеров и режиссера с произведением.

Додин обращается с литературой традиционно, где-то архаично, сразу же проникая за поверхность текста в мир смыслов, идей и образов — туда, в условный мир произведения, чтобы безусловно и лично к нему приобщиться.

Фактура текста может попасть в центр внимания только в качестве речевой характеристики персонажа. В театре Додина играют историю, играют психологию и никогда не играют текст»

(Ольга Рогинская, «Частный Корреспондент»).

«Театр — художественное произведение, где Додин сам — одновременно демиург и персонаж (каким предстает в своей “Божественной комедии” Данте). Он — один из голосов в хоре. И кстати, отсюда, похоже, и идет нелюбовь Льва Додина к словосочетанию “актеры Додина, спектакли Додина”. Все творимое должно быть больше творца. Театр — место, где происходит чудо преображения. Лев Додин твердо уверен, что театр — место, где есть шанс достигнуть невозможного. И на этой уверенности Малый Драматический и существует»

(театральный критик и историк Ольга Егошина, «Новое литературное обозрение»).

Предыдущая записьДмитрий Волкострелов Следующая записьЧитки пьес уральских драматургов
Яндекс.Метрика