АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...

Авторы: Влад Ермаков, Земфира Саламова, Катя Шмелева.

  1. Как одеваться в театр?
  2. На что можно сходить в театр с родственниками (мамой, тетей, бабушкой…), чтобы у них остались приятные впечатления?
  3. На какие места стараться сесть/купить билет?
  4. Где можно получить информацию о текущих театральных событиях?
  5. Какие книги о современном театре читать?
  6. Где можно купить книги о театре?
  7. Как ходить в театр бесплатно?
  8. Существуют ли какие-либо неакадемические театральные образовательные программы?
  9. Куда можно писать про современный театр непрофессионалу?
  10. Какие фестивали проходят в Москве и в какое время?
  11. Где покупать театральные билеты?
  12. Что такое «визуальный театр»?
  13. Что такое «постдраматический театр»?

 

1. Как одеваться в театр?

Сегодня рекомендации по поводу внешнего вида зрителей даже на сайте Большого театра  очень демократичны. Поход в театр отошел от формы торжественного светского выхода и превратился в один из видов повседневного времяпрепровождения горожан, мирящихся с загруженностью и необходимостью быстрых перемещений по городу. Поэтому, придя в театр в джинсах, зритель не рискует никого и ничего оскорбить. Вы можете одеться в театр так же, как и на работу и учебу, или (это зависит от Вашего личного желания) чуть наряднее, − необходимость соблюдать какой-либо дресс-код отсутствует.

 

2. На что можно сходить в театр с родственниками (мамой, тетей, бабушкой…), чтобы у них остались приятные впечатления?

Чтобы не разочаровать и не шокировать тех родственников, которые не приемлют отклонения от традиционных театральных форм, не стоит водить их на спектакли экспериментального театра. В данном случае стоит выбирать качественные спектакли, представляющие уходящую театральную эпоху.При этом самый верный вариант — постановки мировой и русской классики (условно говоря — произведений школьной программы). Почти наверняка удачным будет выбор спектаклей из репертуара «Театра-Мастерской Петра Фоменко» и «Студии театрального искусства» п/р Сергея Женовача, а также РАМТа и постановок Римаса Туминаса в Театре им. Вахтангова.

 

3. На какие места стараться сесть/купить билет?

Здесь работает правило «золотой середины»: не слишком далеко от сцены, но и не в первых рядах партера.Многое зависит от особенностей сцены, но, как правило, выбор мест в 8-12 рядах партера всегда удачен. Если у вас хорошее зрение, всегда хорошо видно с первых рядов амфитеатра, бельэтажа и балконов (правда, на этих местах обычно мало места для ног, упирающихся в перегородку: если это длинный спектакль — бывает не всегда комфортно).  В каждом театре существует схема зала, которую стоит изучить перед приобретением билетов. Например, в театре «Сатирикон»  зал очень длинный и узкий, поэтому сильно с краю садиться не стоит, чтобы не получился слишком острый угол по отношению к сцене – следует занимать места в центральной части зала. В «Студии театрального искусства» очень глубокая сцена – людям с плохим зрением лучше не садиться дальше середины зрительского зала.
Также важно учитывать, идете ли вы на спектакль, где важна сценография и общая композиция сценического пространства (в таком случае важно занять место, позволяющее обозреть всю сцену, а вопрос близости/дальности оказывается не таким существенным) или на моноспектакль или спектакль, поставленный с упором на тонкую актерскую игру (тогда важно сесть поближе, чтобы можно было рассмотреть частности и подробности). Эти же рекомендации касаются и спектаклей громких, где используются микрофоны (такими, например, являются спектакли Юрия Бутусова) или тихих, камерных (без микрофонов, часто — с переходом на шепот). Обычно продавцы билетов в кассах театра (именно там, а не в театральных киосках в городе)!) дают качественные советы относительно лучшего и худшего обзора, слышимости и т.д.

 

4. Где можно получить информацию о текущих театральных событиях?

Помимо нашего сайта, Вы можете отслеживать: раздел «Театр» на портале «Colta.ru»,  «Афише»  (расписание и статьи), на сайте «TimeOut».

Так же стоит читать материалы Дины Годер на «Stengazeta.net», Елены Ковальской на «Афише»,  Марины Давыдовой на «Openspace», колонку Романа Должанского на сайте «Коммерсанта», хронику театральных событий в «Живом журнале» Павла Руднева и рецензии других ведущих театральных критиков на сайте «Театральный смотритель» .

Для понимания общих закономерностей сегодняшнего театрального процесса могут быть полезны журналы  «Театр» и «Вопросы театра».

 

5. Какие книги о современном театре читать?

«Конец театральной эпохи» (2005) Марины Давыдовой – обзор уходящей эпохи русского психологического драматического театра. Театральный критик и арт-директор фестиваля «Новый европейский театр” публикует театральные портреты ведущих русских режиссеров, анализирует западный театр и прогнозирует скорое увядание психологической традиции.
«Художники, визионеры, циркачи: Очерки визуального театра» (2012) Дины Годер – серия очерков, посвященных исследованию так называемого «визуального театра». Главным смыслообразующим фактором в «визуальном театре» становится не текст, а форма — визуальная составляющая. Годер в своей книге пишет об истории нового театра в России, описывает основных представителей европейского течения и подробно анализирует спектакли отечественных «визуальщиков».
«Постдраматический театр» Ханса-Тиса Леманна – ставшая классической немецкая театроведческая монография, через 14 лет после своего появления переведенная на русский язык. На западе концепцию «постдраматического театра» успели неоднократно оспорить и отвергнуть – в России же жаркие театроведческие баталии на эту тему ещё впереди. Главная особенность «постдраматического театра» – эмансипация театра от драмы. Текстуальная основа в таком театре уходит на второй, а то и третий план.

 

6. Где можно купить книги о театре?

Большой выбор новых и изданных ранее книг о театре можно найти в специализированном магазине «Театральная книга» (Страстной бульвар, 10/34). Кроме того, имеет смысл обратиться в книжный магазин «Фаланстер» (Малый Гнездиковский пер., д.12/27, стр.3, вход в арке ).

 

7. Как ходить в театр бесплатно?

В большинство московских театров и на многие фестивальные (привозные) спектакли студентов на свободные места пускают бесплатно – достаточно предъявить на входе студенческий билет. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье Влада Ермакова и Екатерины Шмелевой «Театр – студентам».

Если Вы не студент, возможность бесплатно посетить некоторые спектали всё-таки остаётся. Это могут быть спектакли со свободным входом (например, фестивали «Артмиграция», «Любимовка», «Протеатр»).Возможность свободного прохода предоставляется и участникам конкурсов или журналистских проектов вроде  «Maskbook.ru» или «Teatron-journal.ru, а также тем, кто на волонтерских основаниях помогает в организации того или иного фестиваля (за информацией о подобных возможностях следите на нашем сайте).

 

8. Существуют ли какие-либо неакадемические театральные образовательные программы?

Воспринимать современный театр без предварительной подготовки зачастую бывает очень сложно. Для зрителей существует множество образовательных программ, в рамках которых театральные специалисты (журналисты, критики, директора, режиссёры, драматурги) рассказывают всем желающим о своей профессии, проводят лекции, семинары и мастер-классы. Среди этих программ можно выделить лекции «Гоголь +», семинары «Артмиграции», «Институт театра» Золотой Маски и «Школа театрального лидера» в Центре им. Мейерхольда.

Кроме того, можно посещать в качестве вольного слушателя и записаться на факультативный курс преподавателя НИУ-ВШЭ и координатора проекта «Театральный Навигатор»  Ольги Олеговны Рогинской «Театр и театральность в культуре современности».

 

9. Куда можно писать про современный театр непрофессионалу?

Если Вы не являетесь профессиональным журналистом или театроведом, но хотите публиковать свои тексты о театре – для Вас существуют несколько специальных непрофессиональных журналистских проектов. Блог «Союза театральных деятелей» Start-Up, проект «Maskbook.ru», журнал «Teatron-journal.ru», сайт «Театральные дневники» и портал «Театральный навигатор».

 

10. Какие фестивали проходят в Москве и в какое время?

В столице театральные фестивали идут круглый год. Осенью проходят фестивали , «Любимовка», «Артмиграция», «Протеатр»«SOLO», «Территория», «Сезон Станиславского», «Большая перемена», «Новый европейский театр». Зимой – «Золотая Маска». Весной и летом: «Черешневый лес», «Твой шанс»,  «Чеховский фестиваль».

 

11. Где покупать театральные билеты?

В ситуации, когда необходимо приобрести билеты (при ограниченной квоте на пропуск студентов или в случае, когда Вы «ведете» кого-то в театр) — стоит обращаться в официальные кассы театра или использовать интернет-ссылки, которые дают сами театры и фестивали; в остальных случаях неизбежна серьезная переплата.

 

12. Что такое «визуальный театр»?

«Визуальный театр» – направление в современном театре, которое характеризуется акцентом на визуальных образах и метафорах, а не на текстуальной основе. Дина Годер в своей монографии «Циркачи, художники, визионеры. Очерки визуального театра» пишет о нескольких видах такого театра: театр художника, театр-инсталляция, театр-цирк, театр кукол. Среди российских «визуальщиков» Годер выделяет Дмитрия Крымова, кукольный театр «Тень» и инженерный «АХЕ».

 

13. Что такое «постдраматический театр»?

Концепция «постдраматического театра» берет свое начало с одноименного труда немецкого театроведа Ханса-Тиса Леманна, изданного в 90х годах. В этом театре текстуальная, психологическая и драматическая основы утрачивают свое определяющее значение. Театр становится полноценной частью современного  искусства, наряду с изобразительными его  видами.

 

Яндекс.Метрика