АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...
Дата: 29.03.2015      Время: 19:00     Место: МХТ имени Чехова     Категория:

Фото (с) сайт фестиваля "Золотая Маска"

Фото (с) сайт фестиваля «Золотая Маска»

 

Малый драматический театр (театр Европы, Санкт-Петербург)

Премьера спектакля состоялась в 2014 году.

Режиссер: Лев Додин.

Драматург: А.П. Чехов.

Актеры: Ксения Раппопорт, Екатерина Тарасова, Елизавета Боярская, Игорь Черневич, Данила Козловский, Олег Рязянцев, Татьяна Шестакова, Сергей Курышев, Полина Приходько, Александр Завьялов, Станислав Никольский

Художник:
Александр Боровский.

Художник по свету: Дамир Исмагилов.

Кинооператор: Алишер Хамидходжаев.

Музыка Ж. Тибо, П. Мизраки, И. Штрауса.

 

Номинации: 

драматический театр, спектакль большой формы
лучшая работа режиссера Лев Додин
лучшая женская роль Елизавета Боярская
лучшая женская роль Ксения Раппопорт
лучшая мужская роль Данила Козловский
лучшая работа художника Александр Боровский
лучшая работа художника по свету Дамир Исмагилов

Спектакль создан при поддержке Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и лично Алишера Усманова

Продолжительность: 3 часа.

«Если верить историческим свидетельствам, никакая пьеса не давалась Антону Павловичу с таким трудом, как последняя – «Вишневый сад». Когда читаешь его письма, чувствуешь, что он буквально стонет, ему кажется, его рукой водит не он сам, а кто-то другой, и все время пишется не так, как хочется, и не то, что хочется, но что-то, что почему-то пишется, и никак этому не помешать.
Чехов обещает всем написать очень смешную комедию, а пьеса день ото дня становится все печальнее. Чехов обещает своей жене актрисе Книппер роль «комической старухи», а получается что-то хрупкое, изысканное, всегда во всем виноватое и всегда во всем правое – в общем, чуть ли не воплощение вечной женственности. 
Чехов хочет написать о человеке, руками которого, пусть жестко и даже жестоко, но по-своему справедливо, творится история, а на глазах возникает жесткая, азартная, полная ярости и любви жертва этой самой истории. Чехов – о ком бы ни писал – пишет всегда прежде всего о себе, а к себе он относится чрезвычайно иронически, поэтому хочет максимально над всеми героями если не посмеяться, то хотя бы улыбнуться, при этом все персонажи, возникающие из-под его пера, полны огромного чувства авторского сострадания, авторской нежности, любви и понимания. Словом, когда после премьеры в МХТ постановки Станиславского (Алексеева) и Немировича-Данченко Чехов вопиет: «Испортил мне пьесу Алексеев», то это во многом будет звучать как «испортил себе пьесу Чехов».
«Вишневый сад», действительно, самая трагическая пьеса чеховианы, но с каждым годом становится все более понятно – «Вишневый сад» все-таки состоялся и как одна из, может быть, самых великих комедий мировой драматургии. Только это не та комедия, которая смешит, развлекает, отвлекает, успокаивает, это та большая Комедия, которую творит с каждым из нас жизнь. Комедия, которую правит с каждым из нас история, которую история играет с жизнью, а жизнь вытворяет с историей.
Последняя пьеса Чехова – самая исторически достоверная, практически историческая хроника и в то же время самое пророческое его провидение и предсказание. Трудно себе представить, каким даром исторического самосознания надо обладать, чтобы за четырнадцать лет так точно ощутить то, что случится с Россией и с миром. Всего лишь через четырнадцать лет – и еще только через четырнадцать лет. Может быть, не только то, что случится, но и то, что, по сути, продолжает происходить с Россией и с миром по сей день. Посему, оставаясь исторической хроникой, пьеса продолжает и сегодня быть актуальным текстом и становится своего рода мифом о непредсказуемости истории, о ее предвиденности, о беспомощности человека перед лицом жизни и судьбы, о его удивительной силе и ответственности перед жизнью и судьбой, о его возможности и праве сохранять себя и быть верным себе. Несмотря ни на что и вопреки всему. Может быть, действительно не Антон Павлович, а непосредственно сам чеховский Гений водил его рукой, когда на страницах рукописи слово за словом возникал волшебный текст магического «Вишневого сада»»

(Лев Додин, сайт «Золотой Маски», 2014).

«Чеховский звук лопнувшей струны в МДТ звучит как военная сирена тревоги. В финале в заколоченном доме остаются все зрители. Забытый Фирс засыпает, на него падает экран, за ним оказывается стена дощатого забора, по доскам которого плывут кинокадры, на которых все герои в белом исподнем выходят к этой стенке. Как на расстрел. 
Новый «Вишневый сад» в МДТ – спектакль не просто о трагедии слома исторических эпох и потерянного в этом времени человека. Это трагедия ненаследования культуры. Вырубка ее многовековых садов, даже из благих побуждений, приводит к краху гуманизма. Во всяком случае, у Льва Додина это так. А участниками этой катастрофы оказываемся все мы – недаром зрители и актеры в этом спектакле находятся в едином пространстве»

(газета «Коммерсант», 2014).

 


Загрузка карты ....

Предыдущая записьВишневый сад Следующая записьГоре от ума
Яндекс.Метрика