АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...

В этом посте: наиболее интересные европейские и российские спектакли, с которыми московские зрители имеют возможность ознакомиться в  рамках фестивалей «SOLO«, «Территория» и «Сезон Станиславского«.


 

«ВРАГ НАРОДА» (2012) (реж. Томас Остермайер (руководитель берлинского «Schaubühne«) по пьесе Г.Ибсена) фестиваль «Территория».

E

Фото (с) Arno Declair

«Для Остермайера, режиссера, которого, в первую очередь, интересуют социальные, политические и экономические аспекты современного мира, пьеса Ибсена дает большие возможности — частный конфликт в провинциальном городке становится здесь лакмусовой бумажкой, маленьким событием, проявившим глобальные противоречия» (Ана Банасюкевич, РИА Новости, 2012).

«Томас Остермайер ничуть не жертвует богатством психологических полутонов, которыми насыщена пьеса одного из отцов «новой драмы», но конфликты и характеры в его спектакле столь убедительны, что социальная драма смотрится как хлесткий и лишенный иллюзий диспут на современную тему» (Роман Должанский,  «Коммерсант», 2012).

«Эта пьеса сейчас очень популярна, ее много ставят как в России (Лев Додин, например), так и в Европе. Версия Остермайера очень отличается от того, как ее воспринимают в России. Это будет спектакль-дискуссия, интерактивная постановка, где актеры вступают в беседу со зрителем и провоцируют его на политические высказывания» (Роман Должанский, РИА Новости, 2014) .

Даты показов: 5 и 6 октября — «Театр Наций» (основная сцена).  Идет на немецком с русскими субтитрами. Еще есть возможность купить билеты, но можно попробовать пройти и по студенческому перед началом спектакля.


 

«КНИГА ИОВА» (2013) (реж. Эймунтас Някрошюс), театр «Meno Fortas» (Вильнюс, Литва)                                           фестиваль «Сезон Станиславского»

Фото (с) Д. Матвеева

«Спектакль-проповедь, спектакль, подобный чтению Евангелия за литургией (с тою самою силою, с какой Иоанном Златоустом, составителем литургии, это чтение задумано)… Не логоцентричный, как нынче принято говорить, а Логосоцентричный театр… он поддержан системой сценических метафор Някрошюса. Они точны и изысканны. Но «Книга Иова» была бы невозможна без подлинного самосожжения артистов Meno Fortas на сцене» (Елена Дьякова, «Новая газета», 2013).

«Минималистская сценография (Мариус Някрошюс), точные детали костюмов (Надежда Гультяева), тонкие музыкальные акценты (Леон Сомов), смелая и безупречная игра актеров и особое внимание Эймунтаса Някрошюса к мельчайшим деталям сценического действия – соединили слова Книги Иова в мощное и удивительное зрелище» (Таурас Чижас, «Новые известия», 2013).

В 2013 году в программе «Сезона Станиславского» были показаны спектакли Някрошюса по «Божественной комедии» Данте (рецензия).

Даты показов «Иова»:  16, 17, 18 октября. Театр им. А.С.Пушкина. Еще есть возможность купить билеты, но можно попробовать пройти и по студенческому перед началом спектакля.


                                       «ПЛАТОНОВ» (реж. Люк Персеваль по пьесе А.П.Чехова) , «NTGent» (Гент, Бельгия)

фестиваль «Сезон Станиславского»

Фото (с) сайт «Сезона Станиславского»

Бельгиец Люк Персеваль — один из наиболее актуальных режиссеров современного европейского театра. С 2009 года он является главным режиссером «Thalia Theater» (Гамбург, Германия). Его постановка по роману Ганса Фаллада «Каждый умирает в одиночку» признана в 2013 году «Спектаклем года» в Германии. В 2013 году в рамках фестиваля «Сезон Станиславского» состоялся показ его спектакль «Там, за дверью» (по пьесе Вольфганга Борхерта), который в 2014 году получил премию «Золотая Маска» в номинации «За лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2013 году». Помимо возможности ознакомиться с творчеством Персеваля, «Платонов» также интересен как современная постановка русской классики (в частности Чехова) в прогрессивном театре Европы.

Даты показов: 10, 11, 12 октября. Театр им. А.С.Пушкина. Спектакль идет на голландском языке с русскими субтитрами. Еще есть возможность купить билеты, но можно попробовать пройти и по студенческому перед началом спектакля.


«ВИШНЕВЫЙ САД» (реж. Лев Додин по пьесе А.П.Чехова), МДТ — Театр Европы (Санкт-Петербург).

фестиваль «Сезон Станиславского»

Фото (с) Виктор Васильев

«Спектакль в МДТ получился суровым, лишенным иллюзий, можно сказать, мрачным и безнадежным — но в то же самое время до краев наполненным жизнью. Наверное, именно это противоречие между чувством обреченности, которое невидимым облаком висит над залом Малого драматического, и разнообразным, подробным, парадоксальным существованием персонажей придает спектаклю то грозовое эмоциональное напряжение, что разряжается не громом и молнией, а точечными внутренними импульсами. Лев Додин читает «Вишневый сад» непредвзято и свободно, не раболепствуя перед текстом, но всякому кажущемуся своеволию находя железное оправдание» (Роман Должанский, «Коммерсант», 2014).

Лев Додин, живой классик, один из важнейших представителей «уходящей натуры» русского театра,   представит в Москве новую редакцию «Вишневого сада» спустя 20 лет после его первой постановки этой пьесы А.П.Чехова.

Даты показов: 16, 17, 18 декабря. МХТ им.Чехова. Есть возможность купить билеты, но можно попробовать пройти и по студенческому перед началом спектакля.


 

СПЕКТАКЛИ ФЕСТИВАЛЯ «SOLO»

«Фестиваль SOLO — редкий для Москвы узкожанровый фестиваль (у нас нет, например, фестивалей комедий или фестивалей мелодрам): его программа ограничена моноспектаклями, «спектаклями одного актера». В этом — для зрителя — свой риск (принятие или непринятие спектакля во многом зависит от субъективного совпадения или несовпадения зрителя с актером). Но и зрительская интрига здесь уникальна, ведь моноспектакль — квинтэссенция актерского театра как такового. Интересен этот фестиваль и в связи с жанром монодрамы (пьесы в виде развернутого монолога): как и за счет чего в такого рода сценическом высказывании может держаться зрительский интерес?» (Ольга Рогинская, исследователь театра, преподаватель НИУ-ВШЭ).

Как правило, на спектакли фестиваля «СОЛО» пропускают по студенческим, но лучше приходить к более поздним показам, так больше шансов. Расписание. Все иностранные спектакли идут на языке оригинала с русскими субтитрами.

В этом году мы рекомедуем к просмотру:

«ПОДОЖДИ, ПОДОЖДИ, ПОДОЖДИ… (МОЕМУ ОТЦУ)» (реж. Ян Фабр), Бельгия.

«Бельгиец Ян Фабр давно заработал репутацию одного из самых радикальных современных европейских хореографов, хотя сам называет себя «старомодным романтичным художником» и «слугой красоты». Каждая его новая работа – а это всегда размышление о насилии, смерти и человеческом теле – попадает в программу ведущих европейских фестивалей и самых престижных биеннале» (Татьяна Власова, «Театрал», 2014).

5 октября в 18:00 и 22:00. Театральный центр «На Страстном».

«ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ. ФРАГМЕНТЫ» (реж. Ромео Кастеллуччи),  Чезена, Италия.

«Главный вопрос, разгадке которого посвящен каждый спектакль Кастеллуччи – «что есть трагедия и возможна ли она сегодня?» В поисках ответов он не боится использовать темы и методы, которые долгое время оставались табуированными: религия, чувственность католической культуры, смерть, насилие» (Татьяна Власова, «Театрал», 2014).

О Кастеллуччи мы также писали в одном из прошлых постов.

Пройти на спектакль, скорее всего, будет сложно (все билеты выкуплены и спектакль проходит в особом помещении — на глубине 16 метров под землей). Те, кто надеется на удачу, могут прийти ко входу в «Collectоr Gallery», где спектакль будет демонстрироваться 29 сентября в 19:00 и 21:00.

«ВЕРТЕР!»

(реж. Н. Штеман по роману Гете «Страдания юного Вертера»), Гамбург, Германия.

«Актер Филипп Хохмайр и режиссер Николас Штеманн по-новому рассказывают самую известную в немецкой литературе историю самолюбования, опираясь не только на знаменитый роман, но и на собственный опыт, сочетая художественное чтение, театр и перформанс» (пресс-релиз Центра «На Страстном»).

Этот спектакль интересен как современная театральная интерпретация классики, а также как возможность понаблюдать за актерской игрой немецкого театрального актера с мировым именем Филиппа Хохмайра.

2 октября в 21:00. Театральный центр «На Страстном».

Кроме того, на фестивале «SOLO» советуем:  польскую камерную постановку «ОФЕЛИЯ» (реж. Марцин Херих) по мотивам пьесы У.Шекспира «Гамлет» ,  пермский моноспектакль (единственный герой которого — Фирс) «ВИШНЁВЫЙ САД» (реж. Алексей Миронов, Ярослав Колчанов), французский «BECKETT» по пьесе «Последняя лента Крэппа» (режиссер, хореограф и исполнитель Мехди Фараджпур). В случае с последним есть возможность сравнить его с постановкой пьесы Беккета в исполнении Роберта Уилсона, которая была показана на фестивале «SOLO» в прошлом году.

Предыдущая записьВиктор Рыжаков Следующая записьКонстантин Богомолов
Яндекс.Метрика