АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...

В этом посте — новые интересные московские спектакли, с которыми мы рекомендуем ознакомиться этой осенью.


(М)УЧЕНИК

(реж. Кирилл Серебренников, «ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»)

Фото (с) «Гоголь-Центр»

Пьесу современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, соратника руководителя берлинского «Шоубюнне» Томаса Остермайера, впервые играют на русском языке. Этот спектакль дополняет ряд уже созданных «Гоголь-Центром» адаптаций иностранных театральных и кино-сюжетов («Идиоты», «Братья», «Страх», «Пробуждение весны»)  к контексту современного российского общества.

«Новый спектакль московского «Гоголь-центра» — едва ли не самое смелое и открытое высказывание о безумии современной России, прозвучавшее не из маргинальных полуподвалов, а с большой сцены крупного городского театра» (Роман Должанский, «Коммерсантъ»).

Как и «Идиоты», этот ориентированный на социальные проблемы спектакль К.Серебренникова отличается художественным минимализмом и буквальностью:

«В «(М)ученике» — прямота мысли и формы. Пространство — почти бытовое: обыкновенный театральный павильон, унылым цветом стен обозначающий школу» (Антон Хитров, «Газета.ру») .


 

НОРМАНСК

(реж. Юрий Квятовский, ЦЕНТР ИМ. ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА)

Фото (с) Наталья Базова, "Центр им. Вс.Мейерхольда"

Фото (с) Наталья Базова, «Центр им. Вс.Мейерхольда»

Спектакль-променад (также этот жанр упрощенно называют «бродилкой»), площадкой для которого стали 5 этажей «Центра им. Вс.Мейерхольда». Зрители становятся участниками «игры», сюжет и персонажи которой вдохновлены повестью братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Название «Норманск» отсылает к призыву спектакля к зрителю задаться вопросом о границах нормы. В целом, проект находится  между развлекательным и поисковым театром, и в контексте возрастающей популярности «бродилок» на российской сцене демонстрирует один из продуктивных вариантов использование этой перформативной формы.

«Арт-директор ЦИМа Елена Ковальская, придумавшая проект резиденции Blackbox, в рамках которой мы выпускаем «Норманск», мечтала о создании новой конвенции между театром и зрителем. Я бы не сказал, что у нас получилось как-то радикально изменить привычные правила игры…. Задачу «Норманска» мы сформулировали иначе: нам хочется сделать качественный театральный entertainment — страшно дефицитный в России продукт» (Юрий Квятовский, «Colta.ru»).

«Норманск», конечно, не в чистом виде развлекаловка… Спустя двадцать минут зритель понимает, что его никто не ведет, и чувствует себя отставшим от группы туристом. В «экстремальном», поисковом театре поставить публику в неловкое положение, разрушив конвенцию, — нормально, даже желательно; в аттракционе — рискованно, но даже в популярном искусстве новое — это риск» (Антон Хитров, «Газета.ру»).


 

# СОНЕТЫШЕКСПИРА

(реж. Тимофей Кулябин, «ТЕАТР НАЦИЙ»)

Фото (с) Дарья Нестеровская

В дополнение «шекспировской» серии «Театра Наций» в сентябре состоялась премьера спектакля Тимофея Кулябина по 17 сонатам Шекспира. Постановка отличается камерностью и стремится к совмещению поэтического настроения и иронии. В аспекте иронического спектакль, скорее, ближе кулябинскому «Онегину» (Новосибирск), тепло принятому в Москве в рамках прошедшего фестиваля «Золотая Маска», чем к его «Электре«, входящей в репертуар «Театра Наций».

«Сквозным сюжетом становится не столько развитие любовной темы, но сюжет о том, как поэзия все больше оживляет пространство… Медленно подбираются слова — текст произносится с соблюдением ритма, но почти отстраненно, без артикуляции, усиливается и отчуждается микрофоном: сразу не поймешь, кто именно читает стихи. Да и на редкость ансамблево существующие актеры, одетые в серые платья, как будто норовят слиться с сумраком.

Если бы не юмор, весь этот искусно придуманный мирок отдавал бы манерностью, но, к счастью, режиссер не отрицает, а подчеркивает его условность и рукотворность. Из рации у рабочих то и дело слышатся какие-то команды. «Листья, ветер»,— напоминает механический голос, и крупные бумажные листья влетают через распахнутые окна, за которыми видны машины для ветродуя. Непроницаемые для стихов охранники преспокойно заваривают «Доширак» (Алла Шендерова, «Коммерсант»).


ОЙ, ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ

(реж. Дмитрий Крымов, «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»)

Фото (с) Дмитрий Преображенский

Новый «мастер-класс» от Дмитрия Крымова по актуализации классики (на этот раз с пьесой Островского ) при помощи умелого гротеска  в исполнении студентов ГИТИСа (курс Дм.Крымова и Е.Каменьковича).

«Мелодрамма Островского про старую деву, влюбленную в непутевого кутилу, стала основой для развеселого шоу в духе «Монти Пайтон»… Притом что наполняющие действие бои с реслингом, кровищем и электрическими ударамиот начала до конца уморительны, суть вырисовывается довольно серьезная: имеет место не безответственный капустник, а основательная режиссерская интерпретация забытого произведения» (журнал «Афиша», № 18(378)).

«Дмитрию Крымову удалось соединить театральность выразительных средств и серьезность замысла, постоянно блуждающий по залу смех и неожиданные слезы на глазах в финале, верность автору и свободу сценического существования, наконец, импровизационную свободу и кружевную выделанность каждого эпизода» (Ольга Егошина, «Новые Известия»).


 

1968. НОВЫЙ МИР

(реж. Дм.Волкострелов, художник Ксения Перетрухина, «ЦЕНТР ИМ. ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА)

Фото (с) Вл. Майоров, «Colta.ru»

 Спектакль, завершивший проект «Группы юбилейного года» по осмыслению истории «Театра на Таганке»,  его взаимодействия с контекстом временем, обретает в этом сезоне новую жизнь уже на площадке «Центра им. Вс. Мейерхольда». В «Группу юбилейного года» вошли: режиссер Дмитрий Волкострелов,  художница Ксения Перетрухина, режиссер Семен Александровский, драматург и режиссер Андрей Стадников, театроведы Елизавета Спиваковская и Анна Банасюкевич, продюсер Анастасия Могинова. Спектакли этого проекта —  поисковоый театр, исследующий вопросы отношений человека, искусства и истории.

«Задачей «Группы юбилейного года», внедренной в Театр на Таганке накануне 50-летнего юбилея прихода в театр Юрия Любимова, была рефлексия на тему истории этого знаменито коллектива. Спектакль Волкострелова, по сути, подытоживший программу и ставший ее самым интересным событием, никаких конкретных деталей о любимовской Таганке не содержит и формально об истории именно этого театра не говорит. Хотя выбор года, о котором идет речь, говорит сам за себя — студенческие революции в Европе, ввод советских войск в Чехословакию, то есть главный год десятилетия, давшего название особому поколению. Ну и один из годов расцвета театра, который стал главной трибуной этого поколения в Советском Союзе» (Роман Должанский, «Коммерсант»).

«Герой этого спектакля — язык художественных и публицистических текстов 60-х. Дискурс, бывший фоном происходящих событий, существовавший одновременно с Прагой и танками, с Парижем и студенческой революцией, с Таганкой и ее внутренним сопротивлением. И этот дискурс никак не отражает эту реальность, внушая и симулируя, что «ничего не происходит»» (Елена Гордиенко, «Театр»).

«В своем новом спектакле, поставленном в Театре на Таганке, Дмитрий Волкострелов показал нам совсем другие 60-е. Он помнит прошлое, но он совершенно не ностальгирует по нему. И именно это, а не прихотливые «постдраматические» приемы и есть главная особенность его спектакля c говорящим названием «1968. Новый мир». По мне, это еще и главное его достоинство» (Марина Давыдова, «Colta.ru»).

 

 

Предыдущая записьИсступление режима Следующая запись "Новый Европейский Театр" - 2014
Яндекс.Метрика