АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...

С 7 ноября по 11 декабря в Москве пройдет фестиваль «Новый Европейский Театр» («NET»), ежегодно предоставляющий российским зрителям  возможность ознакомиться с новыми яркими образцами «поискового» театра, собранными со всей Европы. Все привозные спектакли фестиваля достойны посещения, так как каждый из них способен расширить представление зрителя о возможностях и границах современного театрального высказывания.

Мы в особенности советуем ознакомиться со следующими спектаклями программы:


Гастроли берлинского «Шаубюне» в Москве продолжаются: в рамках фестиваля «Территория» состоялись показы «Врага народа» (реж. Томас Остермайер), и еще две постановки театра вошли в программу «NET»а:

«ТАРТЮФ»

(реж. Михаэль Тальхаймер, театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Германия))

Фото (с) Nane Diehl

«Эту пьесу, которая сама по себе умопомрачительна, Михаэль Тальхаймер с десятью актерами окончательно переворачивают с ног на голову с бредовым безумием, разнузданной бесшабашностью и великолепием формы» (Ирен Бацингер, Frankfurter Allgemeine Zeitung).

«Из тех спектаклей, которые нельзя пропустить. И не только из-за филигранной режиссуры Тальхаймера и феноменального актера Ларса Айдингера в роли святоши-зэка. Просто потому, что такого пронзительного Мольера российская сцена не видела со времен постановок Анатолия Эфроса» (театральный критик Леонид Лучкин, «ЖЖ»).

В плане привлечения криминальной эстетики для образного решения главного героя тальхаймеровского Тартюфа интересно было бы  сравнить с героями последних спектаклей Константина Богомолова.

Трейлер спектакля.

29 и 30 ноября в 20:00 в «Театре Наций».


«ДЫХАНИЕ»

(Реж. Кэти Митчелл, театр «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Германия))

Фото (с) Stephen Cummiskey

[Автор пьесы «Дыхание» Дункан МакМиллан] настаивает, чтобы декорации были сведены к минимуму; разделение на акты или сцены в тексте тоже отсутствует. Если давить на реализм, воздушная (см. заголовок) пунктирная структура драмы исчезнет. Если превратить ее в безэмоциональную «читку», испарятся характеры. Кэти Митчелл решила эту теорему с восхитительной легкостью, построив режиссуру на единственном приеме. Когда занавес открывается, Мужчина и Женщина сидят на велосипедах, установленных на небольших помостах — каждый под своей крышей, наподобие вытяжки над плитой, — и крутят педали… Движение на месте: есть ли лучшая метафора ординарной жизни — той сложнейшей, при всей ее банальности (или именно в силу ее банальности), материи, которой посвящена пьеса?» (Антон Долин, журнал «Театр»).

Спектакли Кэти Митчелл характеризуются интересным использованием видео, но в случае «Дыхания» привлекает внимание оригинальная организация пространства и времени действия, выбор необычной формы повествования.

Спектакль Митчелл «Кристина», смещающий акцент с персонажей Жана и Жюли в пьесе Стриндберга «Фрекен Жюли», стал хитом программы фестиваля «NET» в 2012 году. Кроме того, это была первая постановка Кэти Митчелл в театре «Шаубюне», с которым она с тех пор тесно сотрудничает.

Трейлер спектакля.

29 и 30 ноября в 20:00. Площадка в данный момент уточняется, проверяйте расписание фестиваля.


«ЛЕКЦИЯ О НИЧТО»

(Реж. Дмитрий Волкострелов, театр «POST», Санкт-Петербург)

Фото (с) Театр «POST»

«…после каждого столкновения с особенно агрессивными проявлениями театральной рутины странная «Лекция о ничто» похожа на сеанс психологической разгрузки, на массаж нематериального органа, которым мы воспринимаем искусство» (Роман Должанский, «Коммерсант»).

«Этот текст исполняется в основном музыкантами. И я смотрю это, слушаю и — особенно в англоязычной традиции — начинаю слышать прежде всего  ритмическое чтение: люди работают со структурой, а с материалом, из которого эта структура состоит, — нет. А интересно попробовать в этой ритмической структуре осмысленно, подлинно существовать – по крайней мере узнать, существует ли такая возможность» (Дмитрий Волкострелов о замысле).

«Джон Кейдж считал, что одновременно с чтением лекции можно исполнять и другие музыкальные произведения, но для театрального спектакля (хотя обычные зрители, конечно же, скажут, что сочинение Волкострелова — «не театр») это было бы слишком» (Роман Должанский, «Коммерсант»).

Первая в российском театре постановка «Лекции о ничто» Джона Кейджа (1912-1922), выдающегося американского  композитора, философа, поэта, художника и мыслителя. «Пытаясь ответить на вопрос «что есть музыка?», Кейдж существенно расширил наши представления  об искусстве как таковом — и о том, где начинаются и кончаются границы каждого из его видов» (театр «POST»). Спектакль Дмитрия Волкострелова  испытывает границы театрального высказывания и, хотя он может быть воспринят как провокация, всегда полезно ознакомиться с альтернативным взглядом на возможности театра.

Трейлер спектакля.

17-19 ноября в 20:00 и 22:00 в ММСИ.


«КОРОЛЬ УБЮ»

(Реж. Деклан Доннеллан, Театр «Cheek by Jowl» и Театр «Э компани» (Франция — Великобритания))

Фото (с) Johan Persson

«…одолеть сочинение Жарри, не впадая в примитивный балаган, очень непросто. И вот британский режиссер, до мозга костей пропитанный Шекспиром, предлагает нам – по-французски и с французскими актерами – свой, новый незамутненный взгляд на пьесу. Не было уверенности в том, что великану Убю есть что сказать современному человеку. Но Деклан Доннеллан своим упоительным и умнейшим спектаклем блестяще развеял все сомнения. Спектакль получился невероятно смешным, захватывающим и будоражащим сознание еще и благодаря прекрасной работе актеров. Они играют именно в той тональности, которой добивался сам Жарри, – без тени психологизма, «как марионетки». (Фабьенн Дарж, «Монд»).

Интересная современная постановка пьесы Альфреда Жарри (1873-1907), одного из важнейших деятелей театрального авангарда, представителя сюрреализма в театре, в исполнении  британского режиссера Деклана Доннеллана, частого гостя международных театральных фестивалей.

Трейлер спектакля.

21,22 ноября в 20:00 в «Театре Наций».


«ВЕЛИКАЯ И НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ КОММЕРЦИИ»

(Реж. Жоэль Помра, Театр «Компани Луи Бруйяр» (Франция))

Фото (с) Elizabeth Carecchio

«Есть особая нежность в нарочито пафосном названии спектакля. История людей, которые колесят по дорогам и стучатся во все двери, чтобы продать пылесосы или энциклопедии, вовсе не великая и не невероятная. Она человечная… Эти люди глубоко одиноки… Ведя нас по жизни этих ночных странников, Жоэль Помра спрашивает о том, как каждый человек общается со звездным небом» («Фигаро»).

«В основе спектакля Жоэля Помра лежит его одноименная пьеса, написанная по мотивам реальных бесед с разными поколениями коммивояжеров. Режиссер озабочен тем, как принципы коммерции, которые можно легко обнаружить в жизни современного общества, разрушают его, и мастерски воплощает это на сцене» (пресс-релиз фестиваля «НЕТ»).

Постановка представляет особенный интерес как новая работа современного французского режиссера и драматурга Жоэля Помра, «изобретателя оригинальной алхимии, заставляющей по-новому взаимодействовать друг с другом текст и сценическое пространство, сюжет и образ» (пресс-релиз «НЕТ»а).

Трейлер спектакля.

19, 20 ноября в 20:00 в «Центре имени Вс. Мейерхольда».


«ДЕМЕНЦИЯ»

(Реж. Корнель Мундруцо, Театр «Протон» (Венгрия))

Фото (с) «Балтийский Дом»

«Деменция» построена на контрастах: развеселого зачина и заранее объявленной смерти, музыкальных (и даже танцевальных) номеров и брутального физиологического натурализма, социальной проблематики и ритуального, почти магического подтекста… Мундруцо ставит спектакль о маленьких людях, изнасилованных безжалостной историей, о тех, чье прошлое так зависит от текущего момента, а грядущее так невнятно, что они заслужили психиатрический диагноз» (Андрей Пронин, «Colta.ru»).

Спектакль стал одним из главных событий петербургского фестиваля «Балтийский Дом«, прошедшего в октябре. Воплощение трагичного сюжета о душевнобольных поражает разнообразием используемых приемов: от оперетты и средств комического до эстетики ритуала и открытой телесности.

Трейлер спектакля.

15,16 ноября в 20:00 в «Центре имени Вс. Мейерхольда».


 

Желаем вам отсмотреть как можно больше на фестивале «Новый Европейский Театр».

Билеты на многие спектакли уже поступили в продажу, но студенту-театралу не стоит убирать из расчета фактор везения. Кроме того,  возможности для ознакомления с мероприятиями программы открывает волонтерство на фестивале.

Предыдущая записьНовые театральные "маршруты" сезона Следующая записьИван Вырыпаев
Яндекс.Метрика