АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...

НАВИГАТОР: Что смотреть на Золотой Маске — 2014

С 5 по 13 марта на «Золотой Маске» пройдет показ спектаклей программы «Новая пьеса».

Эта рубрика вошла в состав фестиваля (сначала как часть проекта «Маска Плюс») в 2009 году, и сегодня предстает неотъемлемой, значимой  его составляющей.

«Новая драма» — динамично развивающееся движение  современного российского  театра.  Еще 15 лет назад она болезненно воспринималась зрителем как  вызов, но сегодня, по мнению кураторов  программы «Новая пьеса», превращается  в «новую норму».  При этом «Новая драма» продолжает поиск непривычных форм обращения к зрителю и проблемам его повседневности.

Мы в особенности рекомендуем ознакомиться со следующими спектаклями программы «Новая пьеса»:

«Хорошего дня(Operomanija, Вильнюс, Литва)

Опера для 10 кассирш, звуков супермаркета и фортепиано

(с) Dovydas Petravicius

(с) Dovydas Petravicius

Через  монологи продавщиц супермаркета о своей непростой жизни, минималистичная и остроумная литовская опера передает зрителю ощущение реальности повседневных переживаний.

«…ироничный тон, взятый авторами «Хорошего дня!», и их нежное отношение к героиням-продавщицам делают эту историю чуть менее мрачной, чем можно ожидать, и чуть более оригинальной, чем критика капитализма» (Кристина Матвиенко).

«komA»

(Центр им. Вс. Мейерхольда, Херсон, Украина)

(с) Геннадий Чернега

(с) Геннадий Чернега

Спекаткль по пьесе Георга Штаудахера и Фолькера Шмидта о серьезных проблемах, с которыми сталкиваются современные школьники, поставлен в документальной манере. Он вовлекает зрителя в исследование причин, приводящих к столь частым в современном мире школьным трагедиям.

«Режиссер Андрей Май, выпускник магистратуры ЦИМа и активист театрального эксперимента, в том числе связанного с «новой драмой», в Украине, поставил «комУ» в формате site specific театра – зрителей, разбитых на четыре группы, водят по школьным кабинетам, подсобкам и рекреациям, чтобы в каждом новом месте рассказать новый фрагмент истории» (Кристина Матвиенко).

«Национальный план развития»

Театр «Dirty Deal», Рига, Латвия

(с) Диджис Кроджс

(с) Диджис Кроджс

Моноспектакль в форме театрализованной лекции о перспективах развития латвийского государства. В его центре —  пробуждение у зрителя осознания своей гражданственности, права участия в развитии страны и определение  характера его отношений с властью. Идею повышения правового сознания мы можем найти и в московских театрах — в программе Золотой Маски есть спектакль на схожую тематику «Алиса и государство«, сочиненный Сашей Денисовой про социальные и политические реалии современной России.

«В качестве прообраза 68-страничного «национального плана развития» существует официальный, выбранный правительством на шестилетку с 2014 по 2020 годы. Но приблизить его к реальности можно только через вовлечение каждого гражданина некогда аграрной страны, переживающей сегодня трудное время» (Кристина Матвиенко).

«Русский и литература«

Драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Абакан.

(с) Евгений Павленко

(с) Евгений Павленко

Спектакль Евгения Ланцова поставлен по пьесе писателя Максима Осипова — театральной адаптация его повести «Камень, ножницы, бумага». Создателя постановки обращаются к проблемам современной русской действительности:  трудному поиску духовной опоры людей и путей к их объединению в сплоченное общество.

«Тексты Максима Осипова, врача из Тарусы и яркого самобытного прозаика, появились в театральном обиходе недавно, и абаканский спектакль тут – один из самых успешных примеров их сценической адаптации. В «Русском и литературе» через историю привязанности ученицы к своему умному и свободному школьному учителю делается попытка отрефлексировать нынешнее состояние российского общества, глубоко разрозненного и не имеющего внутреннего стремления к единению на почве чего бы то ни было – государственности ли, идеологии, религии»  (Кристина Матвиенко).

«Папа»

Театр 18+, Ростов-на-Дону

трэш-мюзикл

(c) Антон Лубенец

(c) Антон Лубенец

«Документальный трэш-мюзикл», как определил его режиссер спектакля Юрий Муравицкий, — первая постановка независимого ростовского театр «18+». «Документальность» (интервью, которые создатели взяли у  самых разных ростовчан) гармонично объединяется в спектакле с музыкой: Папы Срапы, электронщика, играющего на инструментах собственного изготовления,  казачьего рэпа художника Максима Ильинова и дарк-шансона Дениса Третьякова. Вместе постановка представляет собой вербатим-исследование Ростова, его культуры и мифологии.

«..музыка – один из главных ключей, с помощью которого «приезжие» авторы проекта открывали для себя город. Музыка, в которой по определению кого-то из героев спектакля, смешались «самоидентичность и мировая фишка». Ростов в «Папе» получился очень неофициозным, противоречивым, сохранившим свой в какой-то степени анархичный, неформальный дух» (РИА-Новости).

«Дождь за стеной»

Театр Марка Вайля «Ильхом», Ташкент, Узбекистан и Студия SounDrama, Москва

(с)  Эльзар Музаффаров

(с) Эльзар Музаффаров

Спектакль лидера  студии «Soundrama» Владимира Панкова по пьесе одного из значимых представителей движения «Новая драма» Юрия Клавдиева представляет собой  пример непривычного театрального обращения с «социальной» тематикой — в виде фирменного «саундрамовского» полифонического музыкального переживания.

«Столкновение экзотических элементов в одном спектакле: новодрамовского поэта-агрессора Клавдиева, музыкантов-соавторов сценического текста и пластичных, бесстрашных актеров «Ильхома» – дало неожиданное качество театра, своей галлюциногенностью четко отразившего одну из картинок сегодняшнего мира» (Кристина Матвиенко).

«Анна Каренина«

Театр юного зрителя, Хабаровск.

(с) Наталия Ивацик

(с) Наталия Ивацик

Совместная работа «новодрамовских» классиков: режиссера Бориса Пвловича и драматурга Клима (художественный руководитель «Центра драматургии и режиссуры») — размышление на основе романа Л.Н. Толстого о природе женщины, искусства, природе отношений художника и искусства.

«Шестеро актеров часто меняются ролями, особенно непостоянны женщины – все трое «проходят через Анну».
Актеры то нарочито безэмоциональны, то срываются на повышенные тона. Страстные монологи Анны столь же горячи, как и комментарии Хора о театре, кино и фольклорных теориях Проппа. Поток текста Клима провоцирует актеров перебивать друг друга, не слушать, не слышать, переспрашивать» («Петербургский театральный журнал»).

Программа «Новая пьеса» инетерсна для ознакомления, так как является пространством эксперимента с формой и поиска нового способа высказывания, новых возможностей контакта со зрителем.

В следующих постах нашего «Гида по «Золотой Маске» — рекомендации по региональным спектаклям конкурсной программы фестиваля. А о том, как бесплатно попасть на рекомендованные фестивальные спектакли — читайте в статье «Театр — студентам».

Предыдущая записьПризрак драматизма Следующая записьБратья и сестры
Яндекс.Метрика