АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...
Фото - "Гоголь-Центр"

Фото — «Гоголь-Центр»

Автор: Павел Руднев. Из ЖЖ Павла Руднева «Опавшие листья. Короб театральный».

В «Идиотах» в Гоголь-центре меня поразили не столько даже смелость и риск актеров, и режиссера Серебренникова, которые делают спектакль намеренно опасный, на территории именно художественного риска. Спектакль сделал словно бы намеренно, чтобы вызывать гнев культур-моралистов. Интересно наблюдать, как меняется метод Серебренникова. В период от «Подушки» до «Зойкиной квартиры» начинало казаться, что в его постановочных усилиях появляются респектабельность и оперный масштаб, благородная сентиментальность и признаки высокого стиля. Марина Давыдова тогда назвала его «социальным романтиком», кажется, так или что-то вроде — и это было точно. Оказалось, что и этот период был кратковременным; периодом, где копилась и сдерживалась энергия. Получив новые пространство и возможности, Серебренников как постановщик вновь поменялся и стал вгрызаться в неизведанное. Ни «Сон в летнюю ночь», ни «Идиоты» не похожи на то, что он делал ранее. И да, это можно, адресуясь к теме «Идиотов», назвать дауншифтингом в режиссуре. Он отказался от приемов, которые вызывают культурную память, цепочку образов. Вновь спектакли Серебренникова намеренно некрасивы, «грязны», грубы, как это было в «Пластилине» и «Господах Головлевых».
Но не это главное. А главное артисты. В «Идиотах» совершенно отчаянно, в поразительной документальной манере играет свои две роли Олег Гущин. Так он не играл никогда в старом театре. В режиссуре Сергея Яшина использовалась галантная манерность, интеллигентский ироничный интеллектуализм, утонченная взнервленность. Здесь иные краски — краски острейшей наблюдательности за натурой прототипа, правдоподобие, народный тип. Когда уже не слишком молодой артист может так органично переломить свое амплуа, дорого стоит. Артист больших, нереализованных возможностей, жадный до игры. Изумительно на площадке работают две звезды «Идиотов» — Юлия Ауг и Ольга Добрина. При всей гротесковости образов отчаяние в глазах, которое выражает красноречиво духовную подкладку асоциального поведения героев: нет будущего, нечем и не для чего жить, все социальные иллюзии и прогнозы рухнули, кроме духа самоубийственной игры. Спектакль про очень опасный феномен современной России: потерю мотивации в продолжении осмысленной, целенаправленной жизни, крушение потребности в социальных стремлениях.
Перенесение «Идиотов» на русскую почву выявляет и разницу этих явлений. У Триера дауншифтинг сроди артистическому терроризму, левая идея в асоциальном поведении, которая дает надежду на то, что структура общества поменяется под воздействием его острой критики. На российской почве добровольное юродство, добровольные аутсайдерство и социофобия — путь к гибели, путь Кассандры. Травестируя мир, российские идиоты могут добиться только расправы толпы.

Предыдущая записьСергей Женовач Следующая записьЮрий Бутусов
Яндекс.Метрика