АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...
Фото (с) Афиша.ru

Фото (с) Афиша.ru

21 марта в Центре имени Мейерхольда в рамках Внеконкурсной программы «Маска Плюс» состоялся спектакль «Красный угол».

Пресытившись интеллектуальными и визуальными  изысками столичных спектаклей, московский зритель решил окунуться в атмосферу простоты и искренности. Был настоящий аншлаг. Спектакль сумел заинтересовать и маленьких зрителей. Их в зале было почти столько же, сколько  взрослых. Обычно такая заинтересованность не часто сочетается с  фольклорной тематикой. Приятным было то, что практически не было случайных зрителей. Большинство из них заранее знало об особенностях спектакля.

С одной стороны, это народный театр, с другой стороны — автобиографическая история. Однако любительский характер спектакля не роднит его с  грубой самодеятельностью. В нем не было постановочных действий, актерских характеров, манеры игры, в том смысле, что все, что актеры делали на сцене — было знакомо им в жизни. Они с детства впитали в себя тот образ жизни, который передавался им через рассказы и другие повседневные практики их родителей, бабушек, прабабушек, прапрабабушек. Режиссер Владимир Дель вместе с супругой Ириной рассказали историю о жителях своего родного города Скопин в Рязанской области, то есть о себе и своих земляках. Они то и составляют весь коллектив театра «Предел», который полным составом выступил  в спектакле. Они годами собирали семейные истории, отражавшие самобытность Скопина. Их исповеди тесно переплетались с историей всего рязанского края.

В основе повествовательного действа лежит бытовая вещь. «Волшебный» веник, которым баба Нюра отгоняла злых духов, кушак, понёва, разноцветные платки, пояса — все это оживает, одухотворяется, благодаря  биографиям, но не статичным, а прожитым здесь и сейчас на сцене.  В цветовой гамме одежды актеров преобладает красный цвет. Главным смысловым акцентом  является именно женский костюм, да и вообще в спектакле участвует больше женщин.  Это не случайно, и связано с матриархальным укладом города Скопин и передачей традиции по женской линии. Все участники спектакля поют, танцуют  и играют на местных музыкальных инструментах, создавая атмосферу того самого красного угла, в котором ощущается  домашний уют.

В связи с автобиографией режиссера, историей других жителей города, историей самого города, края,  присутствует тема цикличности времени, идущего от рождения до смерти. Долгий жизненный путь человека показан емко и в то же время очень подробно. Такое количество повествовательных пластов  роднит этот по своей природе камерный спектакль  с  эпическим театром, в том числе благодаря непосредственному общению со зрительской аудиторией.

Соучастие зрителя еще одно важное составляющее этого спектакля. Оно было успешно достигнуто посредством интерактивности с элементами мастер-класса. Актеры демонстрировали настоящее искусство правильного использования и хранения  того или иного костюма.  На протяжении всего спектакля зрителям предлагалось примерить какой-либо элемент костюма и поучаствовать в свадебном обряде. Кроме того, за участие каждому дарили небольшие сборники фотографий с описанием всех костюмов.

Организация пространства сцены отвечала логике повествования. Минимум реквизита и декораций. Посередине сцены поставлен большой старинный сундук, от которого как лучи расходятся три ковровых дорожки. Сзади весит большой экран  и  выполняющий роль семейного альбома семьи самого Деля и семей других жителей.  Сундук является поистине семейным архивом. В нем хранятся настоящие предметы, даже самые на первый взгляд незначительные, но которые сопровождали человека на всех его жизненных этапах. Все вещи хранились в специальных узелках. Актеры по очереди достают из  своей кладовой один узел за другим. Затем они начинают в мельчайших и невероятно интересных деталях описывать костюм и показывать обряд, для которого он был создан. Таким образом, рассказа плавно шел от  узелка к узелку по линии жизни, от обряда рождения, помолвки и свадьбы до панихиды.

Настоящий этнический театр в России – мало кому известное явление. Существует большое количество государственных фольклорных ансамблей, но по мнению Владимира Деля, не один из них не отражает народную культуру, даже в самых общих чертах. За их внешними формами не стоит личного переживания своей истории. Этот спектакль – попытка сохранить в памяти и продолжать многовековую традицию с ее неувядающей красотой и мудростью.

После спектакля в фойе состоялось обсуждение. Актеры были удивлены и очень счастливы такой заинтересованности искушенных московских зрителей. Театр принципиально не хочет становиться официальным и это правильно, потому что  в народном театре легче сохранить и поддерживать творческую свободу и отношения между актерами. Всем, кто не видел этот спектакль ,советую следить за новостями театра «Предел». Возможно, что стараниями неравнодушных деятелей театра его удастся еще раз привезти в Москву. Если такой возможности не будет, приезжайте город Скопино и сами все увидите.

Такие спектакли как «Красный угол» — редкость. Тем не менее, сейчас их становится больше, в том числе благодаря российскому театральному критику и куратору программы «Маска Плюс» Павлу Рудневу. Московским постановкам пока еще не хватает искренности, однако сама тенденция сильно ощущается в документальном театре, на примере Театра.doc. Будем надеяться, что интерес широкой публики к правдивому национальному театру будет только возрастать.

 

Предыдущая записьЧитки пьес уральских драматургов Следующая записьТимофей Кулябин
Яндекс.Метрика