АФИША НА СЕГОДНЯ / ЗАВТРА
Современный театр: как выбирать и как смотреть...

Театральные читки — это всегда особое, интригующее событие. Будущий спектакль рождается на глазах у зрителей. Текст открывает пространство для рискованного маневра. Актер спонтанно жестикулируети выбирает интонацию для своих реплик; он может ошибаться в произношении, говорить слишком быстро или слишком медленно, но все эти «недочеты» выглядят естественно.

25 января в ТЦ на Страстном в рамках московских гастролей «Коляда-театра» прошли читки новых пьес уральских драматургов. На протяжении уже 10 лет режиссер и драматург Николай Коляда преподает в Екатеринбургском государственном театральном университете на факультете драматургии. За это время многие из его студентов профессионально состоялись, например, Василий Сигарев (актер, драматург, сценарист, кинорежиссёр; лауреат премий «Дебют», «Антибукер», «Эврика», «Новый стиль», «EveningStandardAwards»), Ярослава Пулинович (актриса,автор пьес «Карнавал заветных желаний» (вошла в шорт-лист фестиваля драматургии «Евразия — 2005»), «Учитель химии» (финалист литературной премии «Дебют», лауреат премии «Голос поколения» от Министерства культуры и кинематографии), «Мойщики» (лауреат фестиваля драматургии «Евразия — 2007», шорт-лист фестиваля «Новая драма»), «Наташина мечта» (лауреат премии «Дебют») и др.), Олег Богаев (драматург,преподаватель Екатеринбургского государственного театрального института, главный редактор журнала «Урал» (с августа 2010 года)),  и Олег Ягодин (российский актёр, музыкант, заслуженный артист РФ (2006)).

Для читки сам Николай Коляда выбрал три наиболее ярких, по его мнению, пьесы своих студенток: Светланы Баженовой («Интервью Алексея Волкова»), Марии Конторович («Цыганская игла») и Екатерины Васильевой («Медвежий угол»). Не только в третьей, но и в остальных двух пьесах действие разворачивается в медвежьем углу, где царит домашняя атмосфера. В небольшом пространстветолько при помощи слов  между персонажами выстраивается тесное взаимодействие.

«Интервью Алексея Волкова» раскрывает проблему режиссерского таланта. Нужен ли вообще талант и специальное образование, или достаточно желания достичь успеха? В ней звучат рассуждения о  поверхностном отношении режиссера к своему предназначению. Герой пьесы Волков приезжает из Москвы  в сельский театр, в котором раньше работал актером. Он хочет ставить  социальную драму, но для этого ему нужно проникнуться народной жизнью. Но он испытывает к ней только отвращение.

«Цыганская игла» рассказывает историю одной семьи. Мама, дочка Соня, их сосед Миша Карабан (придурок лагерный), помогающий по хозяйству, и мамина подруга тетя Галя. Мама существует только номинально. Соня обыкновенный распущенный подросток с комплексом превосходства. Она ведет себя со взрослыми на равных.  Отдельно стоит отметить Карабана и его прозвище. Прототипом стал однофамилец, который ремонтировал здание Коляды-театра и которого, видимо за какие-то «особые заслуги», трупа прозвала придурком лагерным. В пьесе это блаженный дурачок. Он верит в мистику, говорит про чистку ауры, амулеты, вяжет маленьких кукол и  ворожит любовь, продевая сквозь них толстую цыганскую иглу. В Карабана влюблена тетя Галя. Фактически весь сюжет построен вокруг их любовной истории, разворачивающейся в маленьком доме.

Пьесы шли без антракта почти два с половиной часа, но скучать слушателям не пришлось . Каждая пьеса представляла собой историю людей из российской глубинки.Тема дистанции между центром и периферией и тема «социального дна» характерны как для пьес  самого Коляды, так и для работ большинства его учеников. Пьесы понятны, но не так просты, как может показаться со стороны. В провинциальных российских городках и деревнях трудности с поиском работы и другиесоциальные проблемыостаются постоянными составляющими повседневной жизни.У людей возникает  желание переехать в большой город, чтобы достичь счастья. Но как нередко это бывает, все их стремления обречены на провал и поэтому остаются только в мечтах, подтверждая пословицу «где родился там и пригодился».  Все эти проблемы показаны на фоне межличностной драмы, но при этом с иронией. В итоге получается своеобразная трагикомедия.

Все три пьесы встроены в одну повествовательную линию. Например, Карабан фигурирует сразу в двух текстах. Зритель, перемещаясь из одного города в другой, по сути, видит одну и ту же картину, изображающую как «пороки» и  разочарование, радость тоже, так иинтонацию повседневного живого и интернет-общения.  В пьесе «Цыганская игла» между Соней и тетей Галей происходит словесная перепалка, входе которой они обмениваются колкостями и открытыми оскорблениями. В конце концов, к главным героям приходит осознание того, что на самом деле счастье совсем рядом и за ним не надо никуда ехать. В форме иногда даже детективных историй, пьесы являются глубоким анализом российской бытовой действительности, в особенности точно передают ее живую разговорную культуру , не лишенную комизма.

Игра актеров экспрессивная. Разговорный темп периодически учащается. Иногда из-за этого происходят запинки, но они почти незаметны.

Трудно не согласится с тем, что пьесы интересные и  глубокие, а их авторы многообещающие. Они показывают не только провинциальный колорит, но и те жизненные ситуации, в которых каждый узнает себя или свое окружение. Такое умение видеть общее в индивидуальном может стать одной из предпосылок серьезной постановки.  Читки предоставили искушенной театральной публике столицы  возможность ознакомиться с качественной современной региональной драматургией.

Предыдущая записьЛев Додин Следующая записьКрасный угол. Настоящий этнический театр
Яндекс.Метрика